В данной статье описана система утилизации тепла выхлопных газов от дизельного агрегата. Система утилизации предусматривает установку общего теплообменника "жидкость - выхлопные газы", в дальнейшем - Т/О "Ж-Г", с целью нагрева жидкого теплоносителя. Нагретый жидкий теплоноситель по распределительным шлангам, общая длина которых может составлять 600 м, поступает в ряд теплообменников типа "жидкость - воздух", в дальнейшем - Т/О "Ж-В", снабженных вентиляторами для обеспечения нагрева холодного воздуха. После охлаждения жидкий теплоноситель возвращается насосом обратно в магистраль для повторного цикла теплообмена. Количество теплообменников может быть от 1 до 16 штук в зависимости от условий воздушного обогрева.

Рис. 1 Схема системы утилизации тепла выхлопных газов от дизельного агрегата

На рис. 1 показан принцип работы системы утилизации тепла выхлопных газов от дизельного агрегата, с последующей раздачей жидкого теплоносителя на теплообменники "Ж-В". Система утилизации работает по следующей схеме:

Выхлопные газы от дизельной установки (поз.1) с температурой 530°С и расходом 8100 Нм3/ч, поступают на распределительный клапан (поз.2), который направляет поток выхлопных газов на теплообменник (поз.3) типа "Ж-Г". В том случае, когда нет необходимости утилизировать тепло выхлопных газов, распределительный клапан перенаправляет поток газов на глушитель (поз.4) и далее в выхлопную трубу (поз.4а). После прохождения газов через Т/О типа "Ж-Г", их температура понижается и они сбрасываются в выхлопную трубу (поз.5). Насос (поз.6) от "холодного" коллектора (поз.7) перемещает жидкий теплоноситель к Т/О "Ж-Г", где он нагревается от 30°С до 85°С и поступает к горячему коллектору (поз.8), далее по шлангу (поз.9) нагретый теплоноситель поступает к Т/О "Ж-В" (поз.10), где нагреваемый воздух с температурой около 50°С вентилятором подается на обогрев.

Охлажденный в Т/О "Ж-В" до 30°С жидкий теплоноситель посредством работы насоса по шлангу (поз.11) поступает к Т/О типа "Ж-Г", где он вновь нагревается. Далее цикл движения повторяется.

Варианты применения нагретого воздуха могут быть различны. К наиболее распространенным относятся:

  • воздушный обогрев цехов, помещений, павильонов, боксов, палаток и т.д.;
  • обогрев машин, оборудования и арматуры;
  • сушка материалов и спецодежды;
  • оттаивание обледенелых конструкций, материалов и грунта;
  • очистка поверхностей от льда и снега;
  • воздушное отопление на объектах судоремонтных доковых систем;
  • предварительный обогрев грузовых вагонов с сыпучими материалами перед гаражами размораживания.



Рис. 2 Технические параметры Т/О типа "Ж-Г"

На рис. 2 изображен эскиз и техническая характеристика Т/О типа "Ж-Г". Необходимо отметить, что разработчики системы утилизации тепла выхлопных газов преднамеренно (исходя из условий импортозамещения) задались тепловой мощностью Т/О типа "Ж-Г", равной 250 кВт, с целью сравнения параметров и технических данных установки для обогрева помещений от фирмы "WACKER NEUSON" (Германия) и разработанной ООО "Термо Северный Поток". В данном случае импортная установка потребляет дизельное топливо с расходом 23л/ч, а Т/О типа "Ж-Г" утилизирует тепло выхлопных газов дизельного агрегата.

Отличительная особенность системы утилизации, описанной выше, заключается в том, что в этом варианте основным теплоносителем является жидкий теплоноситель, циркулирующий между общим Т/О типа "Ж-Г" и несколькими Т/О типа "Ж-В". При сравнении с традиционными системами воздушного отопления данный вариант по затратным статьям существенно ниже. Согласно заключению фирмы "WACKER NEUSON" (Германия) установки данного типа рекомендованы к внедрению как инновационные, т.к. отвечают современным требованиям в части энергоэффективности.





Наше оборудование используют: